Методика построения
В рейтинг вошли российские и зарубежные агентства (ведущие аккредитационные агентства), аккредитующие образовательные программы высшего образования в России и удовлетворяющие критериям отбора аккредитационных агентств:
- Массовость: в реестре аккредитационного агентства содержится более 100 образовательных программ российских вузов с действующей международной и (или) профессионально-общественной аккредитацией.
- Открытость:
- аккредитационное агентство имеет свой сайт в интернете, где публикуются результаты аккредитации,
- аккредитационное агентство присутствует в одном или нескольких реестрах аккредитационных агентств:
- Стабильность и периодичность: аккредитационное агентство существует не менее 3 лет и ежегодно проводит международную и/или профессионально-общественную аккредитацию.
В кандидаты в рейтинг вошли аккредитационные агентства, присутствующие в одном или нескольких реестрах аккредитационных агентств, имеющие свой сайт в интернете, где публикуются результаты аккредитации, в реестре которых содержится от 50 до 100 образовательных программ с действующей международной и (или) профессионально-общественной аккредитацией.
Источники данных
Открытые данные, размещенные на сайтах аккредитационных агентств, на портале Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на сайте Европейского реестра гарантии качества образования и Азиатско-Тихоокеанского реестра гарантии качества образования 01.01.2023.
Оцениваемые показатели
X – число образовательных программ, аккредитованных агентством за рубежом.
Аккредитация за рубежом – это процедура оценки и признания образовательных программ зарубежного вуза по стандартам и технологиям российского аккредитационного агентства. Востребованность такой процедуры свидетельствует о дополнительном международном признании и высоком уровне качества деятельности аккредитационного агентства.
Y – число программ, имеющих международную аккредитацию.
Международная аккредитация – это процедура оценки и признания образовательных программ на соответствие международным стандартам, проводимая по технологиям, разработанным международными ассоциациями в сфере гарантии качества, и проводимая признанными аккредитационными агентствами – полноправными членами таких международных ассоциаций.
Z – число программ, имеющих профессионально-общественную (национальную) аккредитацию.
Профессионально-общественная (национальная) аккредитация[1] – это признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
Формула расчета рейтинга
Рейтинг рассчитывается по формуле R=3*X+2*Y+Z, где 3, 2, 1 – коэффициенты значимости (весовые коэффициенты) проводимой аккредитации.
В рейтинге учитывались образовательные программы высшего образования с действующей международной и (или) профессионально-общественной аккредитацией.
Каждая аккредитованная программа учитывалась по одному разу по наивысшему весовому коэффициенту.
Обратная связь
Если Вы увидели ошибку, хотите уточнить или дополнить информацию, представленную в рейтинге, напишите нам по адресу info@best-edu.ru .
Кодекс надлежащей практики аккредитующих организаций
Введение
Кодекс надлежащей практики – это свод правил, использование которого способствует прозрачности и сопоставимости процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в России.
Кодекс надлежащей практики (далее – Кодекс):
- — обеспечивает прозрачность деятельности аккредитующих организаций для государства и заинтересованных сторон в сфере высшего образования;
- — гарантирует надежность процедуры профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;
- — определяет требования к аккредитующим организациям. Аккредитующие организации должны выполнять эти требования и регулярно пересматривать свои процедуры в соответствии с настоящим Кодексом;
- — применяется для поддержки внутренней политики гарантии качества аккредитующих организаций;
- — является критерием для внешней оценки аккредитующих организаций;
- — обновляется по мере необходимости, для соответствия национальному и международному уровню лучшей практики.
Аккредитующая организация:
- Является независимой и несёт ответственность за беспристрастность своей деятельности и не допускает наличия каких-либо компрометирующих ее коммерческих, финансовых (например, демпинг) и иных факторов.
- Гарантирует независимость и компетентность внешних экспертных комиссий, привлекаемых к процедуре аккредитации.
- Обеспечивает соблюдение этических норм в своей деятельности.
- Актуализирует (при необходимости) информацию своей организации, размещенной в Перечне Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и (или) Министерства просвещения Российской Федерации.
- Функционирует не менее 3 лет.
- Размещает результаты процедур аккредитации на своем официальном сайте, предоставляет точную и не вводящую в заблуждение информацию всем потребителям и заинтересованным сторонам.
- Сотрудничает с другими аккредитующими организациями и организациями в сфере оценки качества образования с целью разработки и применения эффективных мер по повышению качества программ высшего образования.
- Имеет свой официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
- Публикует на своем официальном сайте в открытом доступе порядок проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, в том числе формы и методы оценки этих образовательных программ при ее проведении; правила обращения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в организацию, проводящую указанную аккредитацию, срок, на который аккредитуются такие образовательные программы; основания лишения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ; а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы; процедуру подачи жалоб и апелляций; может публиковать на своем официальном сайте в открытом доступе отчёты о результатах внешней экспертизы, экспертные заключения; сведения об экспертах, проводивших внешнюю экспертизу; состав коллегиального органа, принимающего аккредитационные решения.
- Размещает сведения об аккредитованных программах в Реестре аккредитованных программ (росаккредитация.рф).
- Проводит регулярную самооценку своей деятельности, стандартов, процедур и политики и, при необходимости, использует эту информацию для улучшения.
- Организует мероприятия для образовательных организаций с целью донесения информации о лучших практиках, определения приоритетов для механизмов обеспечения качеством.
- Несет ответственность за непрерывное обучение своих сотрудников и экспертов, а также совершенствование и развитие системы обеспечения качества образования в РФ.
- Проходит регулярную внешнюю оценку своей деятельности в ассоциациях (сетях) аккредитующих организаций, в том числе международных (При проведении международной аккредитации).
- Актуализирует (при необходимости) информацию о своей организации в международных реестрах гарантии качества, например, в Азиатско-Тихоокеанском реестре APQR.
- Размещает сведения об аккредитованных программах в международных реестрах аккредитованных программ (DAQAR и другие).
Процедуры аккредитации:
- Осуществляются в соответствии с Порядком проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ устанавливается организацией, которая проводит аккредитацию.
- Проводятся на уровне образовательных программ на регулярной основе (не реже одного раза в год).
- Включают самообследование образовательных программ, внешнюю экспертизу образовательных программ (как правило, очный визит экспертов), принятие аккредитационного решения независимым коллегиальным органом.
- Гарантируют независимость и компетентность внешних экспертных комиссий.
- Направлены на повышение качества и выработку рекомендаций по совершенствованию образовательных программ.
Стандарты аккредитации:
- Должны быть опубликованы на официальном сайте аккредитующей организации.
- Должны быть разработаны с учётом требований профессиональных стандартов, требований рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля, международного опыта.
- Должны актуализироваться по мере необходимости с привлечением заинтересованных сторон для обеспечения соответствия требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля, передового международного опыта и национального и международного опыта лучших практик, а также в соответствии с изменениями в образовательной и профессиональной среде.
Разработчики Кодекса:
- Национальный центр профессионально-общественной аккредитации;
- Ассоциация по сертификации «Русский Регистр»;
- Агентство по профессионально-общественной аккредитации и независимой оценке квалификаций.
УТВЕРЖДЕНО
Протоколом Объединенного заседания
Экспертных советов Ассоциации
Гильдия экспертов в сфере
профессионального образования»
от 11.11.2024 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о рейтинге аккредитационных агентств
1. Общие положения
- 1.1. Настоящее Положение устанавливает единый подход к подготовке, проведению, анализу результатов и ведениюрейтинга аккредитационных агентств(ДалееАгентств), осуществляющих деятельность по аккредитации образовательных программ и образовательных организаций.
- 1.2. Рейтинг аккредитационных агентств - результат систематизации данных деятельности Агентств, полученный путем ранжирования по указанным в Положении показателям.
- 1.3. Рейтингование Агентств проводится для их сравнительной оценки, способствующей повышению эффективности аккредитационных процедур и обеспечению их конкурентоспособности.
2. Цели создания рейтинга
Рейтинг создается с целью:
- Повышения прозрачности деятельности Агентств;
- Обеспечения объективной оценки их работы;
- Содействия улучшению качества предоставляемых услуг по аккредитации;
- Информирования заинтересованных сторон об уровне профессионализма и компетентности Агентств.
3. Принципы формирования рейтинга
Формирование рейтинга осуществляется на основе следующих принципов:
- Объективность: оценка проводится на основании достоверных данных;
- Прозрачность: критерии и методы оценки должны быть доступны всем участникам процесса;
- Независимость: процесс оценки должен исключать возможность влияния отдельных лиц или организаций на результаты;
- Регулярность: рейтинг обновляется два раза в год.
4. Условия включения Агентства в рейтинг
В рейтинг включаются ведущие российские Агентства, которые аккредитуют образовательные программы высшего образования в России и за рубежом и соответствуют следующим критериям отбора:
- Массовость: агентство должно иметь в своем реестре более 100 образовательных программ российских вузов с действующей международной и (или) профессионально-общественной аккредитацией.
- Открытость: агентство обязано иметь собственный интернет-сайт, на котором публикуются результаты проведенной аккредитации, и присутствовать хотя бы в одном из следующих реестров аккредитационных агентств:
- Перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации,
- Азиатско-Тихоокеанский реестр гарантии качества образования (APQR).
- Стабильность и периодичность: агентство должно существовать не менее трех лет и проводить международную и (или) профессионально-общественную аккредитацию на регулярной основе.
5. Кандидаты в рейтинг
Кандидатами для вхождения в рейтинг являются Агентства, присутствующиев одном или нескольких реестрах аккредитационныхагентств, имеющие свой сайт в интернете, где публикуются результаты аккредитационных процедур, в реестре которых содержится не менее 50 (в собственном реестре агентства-кандидата) образовательных программ с действующей международной и (или) профессионально-общественной аккредитацией.
6. Показатели, используемые для построения рейтинга
Для расчета рейтинга Агентств используются показатели, отвечающие требованиям объективности, верифицируемости и комплексности.
- Х - число образовательных программ, аккредитованных агентством за рубежом.
Аккредитация за рубежомэто процедура оценки и признания образовательных программ зарубежного вуза по стандартам и технологиям российского аккредитационногоагентства. Востребованность такой процедуры свидетельствует о дополнительном международном признании и высоком уровне качества деятельности аккредитационного агентства.
- Y - число программ, имеющих международную аккредитацию.
Международная аккредитацияэто процедура оценки и признания образовательных программ на соответствие международным стандартам, проводимая по технологиям, разработанным международными ассоциациями в сфере гарантии качества, с привлечением зарубежных экспертов, признанными аккредитационными агентствамиполноправными членами таких международных ассоциаций.
- Z - число программ, имеющих профессионально-общественную (национальную) аккредитацию.
Профессионально-общественная (национальная) аккредитация образовательных программэто признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающие требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
7. Источники данных
В качестве источников информации для построения рейтинга используются открытыеданные, размещенныена сайтах аккредитационных агентств, на порталах Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Азиатско-Тихоокеанского реестра гарантии качества образования.
8. Методика расчета рейтинга
- Рейтинг Агентства рассчитывается по формуле:
R = a × X + b × Y + c × Z
где R - рейтинговое значение Агентства;
a, b, c - коэффициенты значимости (весовые коэффициенты), которые имеют значение 3, 2 и 1 соответственно.
- В рейтинге учитываются образовательные программы высшего образования с действующей международной и (или) профессионально-общественной аккредитацией.
- Каждая аккредитованная программа учитывается однократно по наивысшему весовому коэффициенту.
9. Публикация рейтинга
Результаты рейтинга публикуются на сайте Ассоциации «Гильдия экспертов в сфере профессионального образования» (https://best-edu.ru/ratings/agency), ответственной за ведение рейтинга, а также могут распространяться через иные информационные каналы.