1
Аккредитация за рубежом 30
Международная аккредитация 1123
Национальная аккредитация 389
Всего 1542
Рейтинг 2725
2
Аккредитация за рубежом 5
Международная аккредитация 191
Национальная аккредитация 211
Всего 407
Рейтинг 608
3
Аккредитация за рубежом 38
Международная аккредитация 124
Национальная аккредитация 0
Всего 162
Рейтинг 362
4
Аккредитация за рубежом 0
Международная аккредитация 0
Национальная аккредитация 349
Всего 349
Рейтинг 349
5
Аккредитация за рубежом 0
Международная аккредитация 0
Национальная аккредитация 339
Всего 339
Рейтинг 339
6
Аккредитация за рубежом 0
Международная аккредитация 0
Национальная аккредитация 217
Всего 217
Рейтинг 217
7
Аккредитация за рубежом 0
Международная аккредитация 0
Национальная аккредитация 179
Всего 179
Рейтинг 179
8
Аккредитация за рубежом 0
Международная аккредитация 0
Национальная аккредитация 165
Всего 165
Рейтинг 165
9
Аккредитация за рубежом 0
Международная аккредитация 0
Национальная аккредитация 162
Всего 162
Рейтинг 162
10
Аккредитация за рубежом 0
Международная аккредитация 0
Национальная аккредитация 150
Всего 150
Рейтинг 150
11
Аккредитация за рубежом 0
Международная аккредитация 0
Национальная аккредитация 142
Всего 142
Рейтинг 142
12
Аккредитация за рубежом 0
Международная аккредитация 0
Национальная аккредитация 125
Всего 125
Рейтинг 125
13
Аккредитация за рубежом 0
Международная аккредитация 0
Национальная аккредитация 123
Всего 123
Рейтинг 123
14
Аккредитация за рубежом 0
Международная аккредитация 0
Национальная аккредитация 118
Всего 118
Рейтинг 118
15
Аккредитация за рубежом 0
Международная аккредитация 0
Национальная аккредитация 114
Всего 114
Рейтинг 114
16
Аккредитация за рубежом 0
Международная аккредитация 0
Национальная аккредитация 101
Всего 101
Рейтинг 101
Итого
Аккредитация за рубежом 73
Международная аккредитация 1438
Национальная аккредитация 2884
Всего 4395

Кандидаты в рейтинг (агентства, аккредитовавшие от 50 до 100 программ)

17
Аккредитация за рубежом 12
Международная аккредитация 34
Национальная аккредитация 4
Всего 50
Рейтинг 108
18
Аккредитация за рубежом 0
Международная аккредитация 0
Национальная аккредитация 95
Всего 95
Рейтинг 95
19
Аккредитация за рубежом 0
Международная аккредитация 0
Национальная аккредитация 92
Всего 92
Рейтинг 92
20
Аккредитация за рубежом 0
Международная аккредитация 0
Национальная аккредитация 91
Всего 91
Рейтинг 91
21
Аккредитация за рубежом 0
Международная аккредитация 0
Национальная аккредитация 80
Всего 80
Рейтинг 80
22
Аккредитация за рубежом 0
Международная аккредитация 0
Национальная аккредитация 78
Всего 78
Рейтинг 78
23
Аккредитация за рубежом 0
Международная аккредитация 0
Национальная аккредитация 73
Всего 73
Рейтинг 73
24
Аккредитация за рубежом 0
Международная аккредитация 0
Национальная аккредитация 71
Всего 71
Рейтинг 71
Итого
Аккредитация за рубежом 12
Международная аккредитация 34
Национальная аккредитация 584
Всего 630
Ведущие аккредагентства + кандидаты
Аккредитация за рубежом 85
Международная аккредитация 1472
Национальная аккредитация 3468
Всего 5025

* Не входит в перечень Минобрнауки России

Методика построения

В рейтинг вошли российские и зарубежные агентства (ведущие аккредитационные агентства), аккредитующие образовательные программы высшего образования в России и удовлетворяющие критериям отбора аккредитационных агентств:

  1. Массовость: в реестре аккредитационного агентства содержится более 100 образовательных программ российских вузов с действующей международной и (или) профессионально-общественной аккредитацией.
  2. Открытость:
  3. Стабильность и периодичность: аккредитационное агентство существует не менее 3 лет и ежегодно проводит международную и/или профессионально-общественную аккредитацию.

В кандидаты в рейтинг вошли аккредитационные агентства, присутствующие в одном или нескольких реестрах аккредитационных агентств, имеющие свой сайт в интернете, где публикуются результаты аккредитации, в реестре которых содержится от 50 до 100 образовательных программ с действующей международной и (или) профессионально-общественной аккредитацией.

Источники данных

Открытые данные, размещенные на сайтах аккредитационных агентств, на портале Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Азиатско-Тихоокеанского реестра гарантии качества образования 01.11.2024.

Оцениваемые показатели

X – число образовательных программ, аккредитованных агентством за рубежом.

Аккредитация за рубежом – это процедура оценки и признания образовательных программ зарубежного вуза по стандартам и технологиям российского аккредитационного агентства. Востребованность такой процедуры свидетельствует о дополнительном международном признании и высоком уровне качества деятельности аккредитационного агентства.

Y – число программ, имеющих международную аккредитацию.

Международная аккредитация – это процедура оценки и признания образовательных программ на соответствие международным стандартам, проводимая по технологиям, разработанным международными ассоциациями в сфере гарантии качества, с привлечением зарубежных экспертов, и проводимая признанными аккредитационными агентствами – полноправными членами таких международных ассоциаций.

Z – число программ, имеющих профессионально-общественную (национальную) аккредитацию.

Профессионально-общественная (национальная) аккредитация[1] – это признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Формула расчета рейтинга

Рейтинг рассчитывается по формуле R=3*X+2*Y+Z, где 3, 2, 1 – коэффициенты значимости (весовые коэффициенты) проводимой аккредитации.

В рейтинге учитывались образовательные программы высшего образования с действующей международной и (или) профессионально-общественной аккредитацией.

Каждая аккредитованная программа учитывалась по одному разу по наивысшему весовому коэффициенту.

Обратная связь

Если Вы увидели ошибку, хотите уточнить или дополнить информацию, представленную в рейтинге, напишите нам по адресу info@best-edu.ru .

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Статья 96.

Кодекс надлежащей практики аккредитующих организаций

Введение

Кодекс надлежащей практики – это свод правил, использование которого способствует прозрачности и сопоставимости процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в России.

Кодекс надлежащей практики (далее – Кодекс):

  • — обеспечивает прозрачность деятельности аккредитующих организаций для государства и заинтересованных сторон в сфере высшего образования;
  • — гарантирует надежность процедуры профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;
  • — определяет требования к аккредитующим организациям. Аккредитующие организации должны выполнять эти требования и регулярно пересматривать свои процедуры в соответствии с настоящим Кодексом;
  • — применяется для поддержки внутренней политики гарантии качества аккредитующих организаций;
  • — является критерием для внешней оценки аккредитующих организаций;
  • — обновляется по мере необходимости, для соответствия национальному и международному уровню лучшей практики.

Аккредитующая организация:

  1. Является независимой и несёт ответственность за беспристрастность своей деятельности и не допускает наличия каких-либо компрометирующих ее коммерческих, финансовых (например, демпинг) и иных факторов.
  2. Гарантирует независимость и компетентность внешних экспертных комиссий, привлекаемых к процедуре аккредитации.
  3. Обеспечивает соблюдение этических норм в своей деятельности.
  4. Актуализирует (при необходимости) информацию своей организации, размещенной в Перечне Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и (или) Министерства просвещения Российской Федерации.
  5. Функционирует не менее 3 лет.
  6. Размещает результаты процедур аккредитации на своем официальном сайте, предоставляет точную и не вводящую в заблуждение информацию всем потребителям и заинтересованным сторонам.
  7. Сотрудничает с другими аккредитующими организациями и организациями в сфере оценки качества образования с целью разработки и применения эффективных мер по повышению качества программ высшего образования.
  8. Имеет свой официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  9. Публикует на своем официальном сайте в открытом доступе порядок проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, в том числе формы и методы оценки этих образовательных программ при ее проведении; правила обращения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в организацию, проводящую указанную аккредитацию, срок, на который аккредитуются такие образовательные программы; основания лишения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ; а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы; процедуру подачи жалоб и апелляций; может публиковать на своем официальном сайте в открытом доступе отчёты о результатах внешней экспертизы, экспертные заключения; сведения об экспертах, проводивших внешнюю экспертизу; состав коллегиального органа, принимающего аккредитационные решения.
  10. Размещает сведения об аккредитованных программах в Реестре аккредитованных программ (росаккредитация.рф).
  11. Проводит регулярную самооценку своей деятельности, стандартов, процедур и политики и, при необходимости, использует эту информацию для улучшения.
  12. Организует мероприятия для образовательных организаций с целью донесения информации о лучших практиках, определения приоритетов для механизмов обеспечения качеством.
  13. Несет ответственность за непрерывное обучение своих сотрудников и экспертов, а также совершенствование и развитие системы обеспечения качества образования в РФ.
  14. Проходит регулярную внешнюю оценку своей деятельности в ассоциациях (сетях) аккредитующих организаций, в том числе международных (При проведении международной аккредитации).
  15. Актуализирует (при необходимости) информацию о своей организации в международных реестрах гарантии качества, например, в Азиатско-Тихоокеанском реестре APQR.
  16. Размещает сведения об аккредитованных программах в международных реестрах аккредитованных программ (DAQAR и другие).

Процедуры аккредитации:

  1. Осуществляются в соответствии с Порядком проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ устанавливается организацией, которая проводит аккредитацию.
  2. Проводятся на уровне образовательных программ на регулярной основе (не реже одного раза в год).
  3. Включают самообследование образовательных программ, внешнюю экспертизу образовательных программ (как правило, очный визит экспертов), принятие аккредитационного решения независимым коллегиальным органом.
  4. Гарантируют независимость и компетентность внешних экспертных комиссий.
  5. Направлены на повышение качества и выработку рекомендаций по совершенствованию образовательных программ.

Стандарты аккредитации:

  1. Должны быть опубликованы на официальном сайте аккредитующей организации.
  2. Должны быть разработаны с учётом требований профессиональных стандартов, требований рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля, международного опыта.
  3. Должны актуализироваться по мере необходимости с привлечением заинтересованных сторон для обеспечения соответствия требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля, передового международного опыта и национального и международного опыта лучших практик, а также в соответствии с изменениями в образовательной и профессиональной среде.

Разработчики Кодекса:

  • Национальный центр профессионально-общественной аккредитации;
  • Ассоциация по сертификации «Русский Регистр»;
  • Агентство по профессионально-общественной аккредитации и независимой оценке квалификаций.

УТВЕРЖДЕНО

Протоколом Объединенного заседания
Экспертных советов Ассоциации
Гильдия экспертов в сфере
профессионального образования»

от 11.11.2024 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о рейтинге аккредитационных агентств


1. Общие положения

  • 1.1. Настоящее Положение устанавливает единый подход к подготовке, проведению, анализу результатов и ведениюрейтинга аккредитационных агентств(ДалееАгентств), осуществляющих деятельность по аккредитации образовательных программ и образовательных организаций.
  • 1.2. Рейтинг аккредитационных агентств - результат систематизации данных деятельности Агентств, полученный путем ранжирования по указанным в Положении показателям.
  • 1.3. Рейтингование Агентств проводится для их сравнительной оценки, способствующей повышению эффективности аккредитационных процедур и обеспечению их конкурентоспособности.

2. Цели создания рейтинга

Рейтинг создается с целью:

  • Повышения прозрачности деятельности Агентств;
  • Обеспечения объективной оценки их работы;
  • Содействия улучшению качества предоставляемых услуг по аккредитации;
  • Информирования заинтересованных сторон об уровне профессионализма и компетентности Агентств.

3. Принципы формирования рейтинга

Формирование рейтинга осуществляется на основе следующих принципов:

  • Объективность: оценка проводится на основании достоверных данных;
  • Прозрачность: критерии и методы оценки должны быть доступны всем участникам процесса;
  • Независимость: процесс оценки должен исключать возможность влияния отдельных лиц или организаций на результаты;
  • Регулярность: рейтинг обновляется два раза в год.

4. Условия включения Агентства в рейтинг

В рейтинг включаются ведущие российские Агентства, которые аккредитуют образовательные программы высшего образования в России и за рубежом и соответствуют следующим критериям отбора:

  • Массовость: агентство должно иметь в своем реестре более 100 образовательных программ российских вузов с действующей международной и (или) профессионально-общественной аккредитацией.
  • Открытость: агентство обязано иметь собственный интернет-сайт, на котором публикуются результаты проведенной аккредитации, и присутствовать хотя бы в одном из следующих реестров аккредитационных агентств:
  • Перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации,
  • Азиатско-Тихоокеанский реестр гарантии качества образования (APQR).
  • Стабильность и периодичность: агентство должно существовать не менее трех лет и проводить международную и (или) профессионально-общественную аккредитацию на регулярной основе.

5. Кандидаты в рейтинг

Кандидатами для вхождения в рейтинг являются Агентства, присутствующиев одном или нескольких реестрах аккредитационныхагентств, имеющие свой сайт в интернете, где публикуются результаты аккредитационных процедур, в реестре которых содержится не менее 50 (в собственном реестре агентства-кандидата) образовательных программ с действующей международной и (или) профессионально-общественной аккредитацией.


6. Показатели, используемые для построения рейтинга

Для расчета рейтинга Агентств используются показатели, отвечающие требованиям объективности, верифицируемости и комплексности.

  • Х - число образовательных программ, аккредитованных агентством за рубежом.

Аккредитация за рубежомэто процедура оценки и признания образовательных программ зарубежного вуза по стандартам и технологиям российского аккредитационногоагентства. Востребованность такой процедуры свидетельствует о дополнительном международном признании и высоком уровне качества деятельности аккредитационного агентства.

  • Y - число программ, имеющих международную аккредитацию.

Международная аккредитацияэто процедура оценки и признания образовательных программ на соответствие международным стандартам, проводимая по технологиям, разработанным международными ассоциациями в сфере гарантии качества, с привлечением зарубежных экспертов, признанными аккредитационными агентствамиполноправными членами таких международных ассоциаций.

  • Z - число программ, имеющих профессионально-общественную (национальную) аккредитацию.

Профессионально-общественная (национальная) аккредитация образовательных программэто признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающие требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.


7. Источники данных

В качестве источников информации для построения рейтинга используются открытыеданные, размещенныена сайтах аккредитационных агентств, на порталах Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Азиатско-Тихоокеанского реестра гарантии качества образования.


8. Методика расчета рейтинга

  • Рейтинг Агентства рассчитывается по формуле:

R = a × X + b × Y + c × Z

где R - рейтинговое значение Агентства;

a, b, c - коэффициенты значимости (весовые коэффициенты), которые имеют значение 3, 2 и 1 соответственно.

  • В рейтинге учитываются образовательные программы высшего образования с действующей международной и (или) профессионально-общественной аккредитацией.
  • Каждая аккредитованная программа учитывается однократно по наивысшему весовому коэффициенту.

9. Публикация рейтинга

Результаты рейтинга публикуются на сайте Ассоциации «Гильдия экспертов в сфере профессионального образования» (https://best-edu.ru/ratings/agency), ответственной за ведение рейтинга, а также могут распространяться через иные информационные каналы.