Рейтинг «Оценка качества обучения» основан на трех показателях:
- Оценивание на входе процесса обучения;
- Оценивание в процессе обучения;
- Оценивание на выходе обучения.
Используются оценки, полученные агентствами по независимому оцениванию, которые удовлетворяют основным квалификационным требованиям:
- Публичности (полная информация о результатах оценивания представлена в открытом доступе),
- Стабильности (агентство проводит оценивание не менее трех лет),
- Массовости и периодичности (агентства оценивают не менее 100 вузов/программ и проводят оценивание на регулярной основе (не реже одного раза в год).
Оценивание на входе: используются результаты Единого государственного экзамена. Все образовательные организации по каждой УГСН ранжируются в порядке убывания значений данного показателя, а полученная диаграмма ранжирования разбивается на квартили. Оценку А по данной УГСН получает вуз, который вошел в первый квартиль, B – вуз, который вошел во второй квартиль, С – вуз, который вошел в третий квартиль, D – вуз, который вошел в четвертый квартиль, E – если нет данных по данному показателю.
Оценивание в процессе: используются результаты Международных и всероссийских студенческих олимпиад и конкурсов , независимая оценка качества подготовки студентов (ФЭПО, ФЭПО-про и др.). Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО) ориентирован на проведение внешней независимой оценки результатов обучения студентов в рамках требований ФГОС. Проект ФЭПО позволяет оценить учебные достижения студентов на различных этапах обучения по 298 дисциплинам реализуемых образовательных программ. ФЭПО-pro — сертификационный экзамен, позволяющий оценить уровень фундаментальной подготовки студентов по окончании второго курса в соответствии с требованиями ФГОС ВО.
Оценивание на выходе: используются результаты сертификационных экзаменов выпускников. Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) – это внешняя независимая сертификация выпускников бакалавриата на соответствие требованиям ФГОС. По итогам экзамена студенты получают именные сертификаты (золотой, серебряный, бронзовый, сертификат участника) в зависимости от количества набранных баллов и общего числа участников по направлению подготовки. Результаты сертификационных экзаменов по каждому вузу могут быть описаны четырехмерным вектором оценок, где первая оценка вектора – количество золотых сертификатов, вторая оценка – количество серебряных сертификатов, третья оценка – количество бронзовых, четвертая оценка – число участников сертификационного экзамена. В качестве метода свертки используется плюралитарная процедура (как в олимпийских играх). Полученные результаты разбиваются на четыре квартиля с соответствующими оценками от А до D. Если студенты вуза не принимали участие в экзамене, то ставится оценка Е.
В итоге каждый вуз получает вектор из трех оценок (вход, процесс, выход). Берется сумма двух лучших оценок. Итоговый список вузов ранжируется в порядке убывания значений. Оценку А получает вуз, сумма оценок которого равна 8 или 7, B – вуз, сумма оценок которого равна 6 или 5, С – вуз, сумма оценок которого равна 4 или 3, D – вуз, сумма оценок которого равна 2 или 1, E – если нет данных по этому показателю.