Предметный рейтинг «Оценка качества обучения»

Количество образовательных организаций: 133
Итоговая оценка Образовательная организация Регион Оценивание
На входе В процессе На выходе
A Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" г. Москва A C E
A Национальный исследовательский университет ИТМО г. Санкт-Петербург A E E
A Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» г. Москва A E E
A Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) Московская область A C E
A Санкт-Петербургский государственный университет г. Санкт-Петербург A A E
A Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова г. Москва A E E
A Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана г. Москва A E E
A Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации г. Москва A E E
A Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина) г. Санкт-Петербург A E E
A Санкт-Петербургский государственный экономический университет г. Санкт-Петербург A E E
A Новосибирский национальный исследовательский государственный университет Новосибирская область A E E
A Национальный исследовательский университет "МЭИ" г. Москва A E E
A Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого г. Санкт-Петербург A E E
A Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) г. Москва A E E
A Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова г. Москва A E E
A Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина Свердловская область A E E
A Московский технический университет связи и информатики г. Москва A E E
A МИРЭА — Российский технологический университет г. Москва A C E
A Казанский (Приволжский) федеральный университет Республика Татарстан A E E
A Российский университет дружбы народов г. Москва A E E
A Новосибирский государственный технический университет Новосибирская область A E E
A Московский политехнический университет г. Москва A E E
A Национальный исследовательский Томский политехнический университет Томская область A A E
A Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Ярославская область A E E
A Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева–КАИ Республика Татарстан A E E

Рейтинг по результатам оценки качества обучения основан на трех оценках (X, Y, Z), где

  • X – оценка на входе процесса обучения
  • Y – оценка в процессе обучения
  • Z – оценка на выходе процесса обучения.

Используются оценки, полученные агентствами по независимому оцениванию, которые удовлетворяют основным квалификационным требованиям:

  • Публичности (полная информация о результатах оценивания представлена в открытом доступе),
  • Стабильности (агентство проводит оценивание не менее трех лет),
  • Массовости и периодичности (агентства оценивают не менее 100 вузов/программ и проводят оценивание на регулярной основе (не реже одного раза в год).

Оценивание на входе: используются результаты Единого государственного экзамена. Для расчета показателя среднего балла ЕГЭ используются открытые базы данных мониторинга эффективности деятельности вузов и исследования НИУ Высшей школы экономики «Мониторинг качества приема в вузы РФ»[1] . Все образовательные организации по каждой УГСН ранжируются в порядке убывания значений данного показателя, а полученная диаграмма ранжирования разбивается на квартили. Оценку А по данной УГСН получает вуз, который попал в первый квартиль, B – вуз, который попал во второй квартиль, С – вуз, который попал в третий квартиль, D – вуз, который попал в последний квартиль, E – если нет данных по данному показателю.

Оценивание в процессе: используются результаты Международных и всероссийских студенческих олимпиад и конкурсов, независимая оценка качества подготовки студентов (ФЭПО, ФЭПО-про и др.). Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО) ориентирован на проведение внешней независимой оценки результатов обучения студентов в рамках требований ФГОС. Проект ФЭПО позволяет оценить учебные достижения студентов на различных этапах обучения по 253 дисциплинам реализуемых образовательных программ. ФЭПО-pro — сертификационный экзамен, позволяющий оценить уровень фундаментальной подготовки студентов по окончании второго курса в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

Оценивания на выходе: используются результаты сертификационных экзаменов выпускников. Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) - это внешняя независимая сертификация выпускников бакалавриата на соответствие требованиям ФГОС. По итогам экзамена студенты получают именные сертификаты (золотой, серебряный, бронзовый, участника) в зависимости от количества набранных баллов и общего числа участников по направлению подготовки. Результаты сертификационных экзаменов по каждому вузу по каждой УГСН могут быть описаны четырехмерным вектором оценок, где первая оценка вектора – количество золотых сертификатов, вторая оценка – количество серебряных сертификатов, третья оценка – количество бронзовых, четвертая оценка – число участников сертификационного экзамена. По каждой УГСН проводится упорядочивание. В качестве метода свёртки используется плюралитарная процедура (как в олимпийских играх). Полученные результаты разбиваются на четыре квартиля с соответствующими оценками от А до D. Если студенты вуза не принимали участие в экзамене по данной УГСН, то ставится оценка Е.

В итоге, каждый вуз получает вектор из трех оценок (вход, процесс, выход). Для свертки трех показателей используется «слабая» процедура B1,3, т.е. выбирается лучшая оценка из трех.

  1. Мониторинг качества приёма в вузы Национального исследовательского университета Высшая школа экономики. URL: https://ege.hse.ru/