Рейтинг «Оценка качества обучения» - 2021 *

Количество образовательных организаций: 687
Итоговая оценка Образовательная организация Регион Оценивание
На входе В процессе На выходе
A Академия труда и социальных отношений г. Москва A E E
A Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина Алтайский край D A E
A Алтайский государственный институт культуры Алтайский край E A E
A Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова Алтайский край C A E
A Алтайский государственный университет Алтайский край B A E
A Альметьевский государственный нефтяной институт Республика Татарстан C A A
A Амурский государственный университет Амурская область C A A
A Астраханский государственный технический университет Астраханская область D A B
A Астраханский государственный университет Астраханская область C A E
A Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта Калининградская область A E E
A Башкирский государственный аграрный университет Республика Башкортостан D A E
A Башкирский государственный медицинский университет Республика Башкортостан A E E
A Башкирский государственный университет Республика Башкортостан B E A
A Белгородский государственный институт искусств и культуры Белгородская область A E E
A Белгородский государственный национальный исследовательский университет Белгородская область B E A
A Благовещенский государственный педагогический университет Амурская область C A A
A Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р.Филиппова Республика Бурятия D A A
A Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Республика Бурятия C A A
A Великолукская государственная сельскохозяйственная академия Псковская область D A E
A Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Приморский край B E A
A Волгоградская государственная академия физической культуры Волгоградская область E A E
A Волгоградский государственный медицинский университет Волгоградская область A E E
A Волгоградский государственный университет Волгоградская область B A B
A Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко Воронежская область A E E
A Воронежский государственный педагогический университет Воронежская область B E A
A Воронежский государственный университет Воронежская область B E A
A Восточно-Сибирский государственный институт культуры Республика Бурятия E A E
A Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации г. Москва A A A
A Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) г. Москва A E E
A Вятская государственная сельскохозяйственная академия Кировская область D A E
A Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко Удмуртская Республика B E A
A Горно-Алтайский государственный университет Республика Алтай D E A
A Государственный академический университет гуманитарных наук г. Москва A E E
A Государственный гуманитарно-технологический университет Московская область C A A
A Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина г. Москва A E E
A Государственный социально-гуманитарный университет Московская область B E A
A Государственный университет управления г. Москва A E A
A Дагестанский государственный университет народного хозяйства Республика Дагестан A E A
A Дальневосточный государственный университет путей сообщения Хабаровский край D A A
A Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина Липецкая область D E A
A Ессентукский институт управления, бизнеса и права Ставропольский край E A E
A Забайкальский государственный университет Забайкальский край D A A
A Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.К.Беляева Ивановская область D A E
A Ивановский государственный университет Ивановская область C A E
A Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина Ивановская область C A E
A Институт кино и телевидения (ГИТР) г. Москва A E E
A Иркутский государственный университет Иркутская область C A D
A Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова Кабардино-Балкарская Республика C A A
A Казанский (Приволжский) федеральный университет Республика Татарстан A C E
A Казанский государственный архитектурно-строительный университет Республика Татарстан B E A

Рейтинг по результатам оценки качества обучения основан на трех оценках (X, Y, Z), где

  • X – оценка на входе процесса обучения
  • Y – оценка в процессе обучения
  • Z – оценка на выходе процесса обучения.

Используются оценки, полученные агентствами по независимому оцениванию, которые удовлетворяют основным квалификационным требованиям:

  • Публичности (полная информация о результатах оценивания представлена в открытом доступе),
  • Стабильности (агентство проводит оценивание не менее трех лет),
  • Массовости и периодичности (агентства оценивают не менее 100 вузов/программ и проводят оценивание на регулярной основе (не реже одного раза в год).

Оценивание на входе: используются результаты Единого государственного экзамена. Для расчета показателя среднего балла ЕГЭ используются открытые базы данных мониторинга эффективности деятельности вузов и исследования НИУ Высшей школы экономики «Мониторинг качества приема в вузы РФ»[1] . Все образовательные организации по каждой УГСН ранжируются в порядке убывания значений данного показателя, а полученная диаграмма ранжирования разбивается на квартили. Оценку А по данной УГСН получает вуз, который попал в первый квартиль, B – вуз, который попал во второй квартиль, С – вуз, который попал в третий квартиль, D – вуз, который попал в последний квартиль, E – если нет данных по данному показателю.

Оценивание в процессе: используются результаты Международных и всероссийских студенческих олимпиад и конкурсов, независимая оценка качества подготовки студентов (ФЭПО, ФЭПО-про и др.). Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО) ориентирован на проведение внешней независимой оценки результатов обучения студентов в рамках требований ФГОС. Проект ФЭПО позволяет оценить учебные достижения студентов на различных этапах обучения по 253 дисциплинам реализуемых образовательных программ. ФЭПО-pro — сертификационный экзамен, позволяющий оценить уровень фундаментальной подготовки студентов по окончании второго курса в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

Оценивания на выходе: используются результаты сертификационных экзаменов выпускников. Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) - это внешняя независимая сертификация выпускников бакалавриата на соответствие требованиям ФГОС. По итогам экзамена студенты получают именные сертификаты (золотой, серебряный, бронзовый, участника) в зависимости от количества набранных баллов и общего числа участников по направлению подготовки. Результаты сертификационных экзаменов по каждому вузу по каждой УГСН могут быть описаны четырехмерным вектором оценок, где первая оценка вектора – количество золотых сертификатов, вторая оценка – количество серебряных сертификатов, третья оценка – количество бронзовых, четвертая оценка – число участников сертификационного экзамена. По каждой УГСН проводится упорядочивание. В качестве метода свёртки используется плюралитарная процедура (как в олимпийских играх). Полученные результаты разбиваются на четыре квартиля с соответствующими оценками от А до D. Если студенты вуза не принимали участие в экзамене по данной УГСН, то ставится оценка Е.

В итоге, каждый вуз получает вектор из трех оценок (вход, процесс, выход). Для свертки трех показателей используется «слабая» процедура B1,3, т.е. выбирается лучшая оценка из трех.

  1. Мониторинг качества приёма в вузы Национального исследовательского университета Высшая школа экономики. URL: https://ege.hse.ru/