Предметный национальный агрегированный рейтинг
Методология предметного национального агрегированного рейтинга
В данном агрегированном рейтинге рассматриваются 8 рейтингов, составленных на основе открытых баз данных и удовлетворяющие требованиям публичности (полная информация представлена в открытом доступе) , стабильности (существуют не менее трех лет и проводится периодическое оценивание) , массовости (оценивают не менее 100 вузов) :
- Предметный рейтинг по результатам профессионально-общественной аккредитации
- Предметный рейтинг «Оценка качества обучения»
- Предметный рейтинг по индексу Хирша
- Предметный рейтинг RAEX
- Предметный рейтинг «Первая миссия»
- Предметный ГАР (Российские вузы)
- Предметный рейтинг «Национальное признание»
- Предметный рейтинг SuperJob
Используется методика «МетАЛиг»[1] , которая предполагает:
- переход от мест в рейтингах к лигам;
- использование математического аппарата сверток, базирующихся на теории голосования в малых группах (Борда, Кондорсе, Симпсона, Плюралитарная и др.);
- введение «слабых» сверток — Bn,m.
Методология исследования
Каждая рассматриваемая система рейтингования (оценивания) носит количественный характер (место, балл). Соответственно, все вузы можно отранжировать в порядке убывания. По каждому отдельному рейтингу разбивается шкала ранжирования на непересекающиеся группы, например, на квартили. В результате разбиения каждый вуз по каждому i-му рейтингу попадает в определенную группу (например, первый, второй, третий или четвертый квартиль) и получает соответствующую оценку Ai, Bi, Ci или Di. Если вуз не оценивался рейтингом, то он получает оценку Ei.
Для перехода от многокритериального выбора к однокритериальной задаче используется метод Борда.
В процедуре Борда каждому элементу приписывается ранг. Если имеется k областей, то первой упорядоченной области приписывается ранг, равный (k-1), второй — (k-2) и т.д. Последнему объекту в упорядочении областей присваивается ранг, равный 0. Ранжирование объектов строится в порядке убывания суммы рангов (индекса Борда). Лучший вариант определяется максимальным значением индекса Борда, который рассчитывается как сумма рангов приписываемых областям.
- Наводнов В. Г., Мотова Г. Н., Рыжакова О. Е. Сравнение международных рейтингов и результатов российского Мониторинга эффективности деятельности вузов по методике анализа лиг //Вопросы образования. – 2019. – №. 3.С. 130–151.
- Болотов В.А., Мотова Г.Н., Наводнов В.Г., Рыжакова О.Е. Как сконструировать национальный агрегированный рейтинг? // Высшее образование в России, 2020. - № 1. - С.9-24.
Медальный зачет вузов России
Образовательная организация / Регион | Премьер-лига | 1 лига | 2 лига | 3 лига | 4 лига | Всего реализуемых УГСН |
---|---|---|---|---|---|---|
г. Москва | 20 | 13 | 0 | 0 | 0 | 33 |