Предметный рейтинг «Оценка качества обучения»

Таблицы лиг по укрупненным группам специальностей и/или направлений подготовки
Итоговая оценка Образовательная организация Регион Оценивание
На входе В процессе На выходе
A Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) Московская область A A E
A Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" г. Москва A A E
A Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова г. Москва A A E
A Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" г. Москва A A E
A Санкт-Петербургский государственный университет г. Санкт-Петербург A A E
A Новосибирский национальный исследовательский государственный университет Новосибирская область A A E
A Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого г. Санкт-Петербург A A E
A Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Нижегородская область A A E
A Казанский (Приволжский) федеральный университет Республика Татарстан A A E
A Национальный исследовательский Томский политехнический университет Томская область A A E
A Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Свердловская область B A E
A Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова Кабардино-Балкарская Республика B A E
B Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева Самарская область A C E
B Национальный исследовательский Томский государственный университет Томская область B B E
B Южный федеральный университет Ростовская область B C E
B Тюменский государственный университет Тюменская область B B E
B Оренбургский государственный университет Оренбургская область B B E
B Новосибирский государственный технический университет Новосибирская область B B E
B Пермский государственный национальный исследовательский университет Пермский край B B E
B Дальневосточный федеральный университет Приморский край B C E
B Российский государственный гидрометеорологический университет г. Санкт-Петербург C A E
B Удмуртский государственный университет Удмуртская Республика C A E
B Волгоградский государственный университет Волгоградская область C B E
B Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского Республика Крым C A E
B Тверской государственный университет Тверская область D A E

Рейтинг «Оценка качества обучения» основан на трех показателях:

  • Оценивание на входе процесса обучения;
  • Оценивание в процессе обучения;
  • Оценивание на выходе обучения.

Используются оценки, полученные агентствами по независимому оцениванию, которые удовлетворяют основным квалификационным требованиям:

  • Публичности (полная информация о результатах оценивания представлена в открытом доступе),
  • Стабильности (агентство проводит оценивание не менее трех лет),
  • Массовости и периодичности (агентства оценивают не менее 100 вузов/программ и проводят оценивание на регулярной основе (не реже одного раза в год).

Оценивание на входе: используются результаты Единого государственного экзамена. Для расчета показателя среднего балла ЕГЭ используются открытые базы данных мониторинга эффективности деятельности вузов[1] и исследования НИУ «Высшая школа экономики» «Мониторинг качества приема в вузы РФ»[2] . Все образовательные организации ранжируются в порядке убывания значений показателя среднего балла ЕГЭ, а полученная диаграмма ранжирования разбивается на квартили. Оценку А получает вуз, который попал в первый квартиль, B – вуз, который попал во второй квартиль, С – вуз, который попал в третий квартиль, D – вуз, который попал в четвертый квартиль, E – если нет данных по данному показателю.

Оценивание в процессе: используются результаты Международных и всероссийских студенческих олимпиад и конкурсов , независимая оценка качества подготовки студентов (ФЭПО, ФЭПО-про и др.). Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО) ориентирован на проведение внешней независимой оценки результатов обучения студентов в рамках требований ФГОС. Проект ФЭПО позволяет оценить учебные достижения студентов на различных этапах обучения по 298 дисциплинам реализуемых образовательных программ. ФЭПО-pro — сертификационный экзамен, позволяющий оценить уровень фундаментальной подготовки студентов по окончании второго курса в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

Оценивание на выходе: используются результаты сертификационных экзаменов выпускников. Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) – это внешняя независимая сертификация выпускников бакалавриата на соответствие требованиям ФГОС. По итогам экзамена студенты получают именные сертификаты (золотой, серебряный, бронзовый, сертификат участника) в зависимости от количества набранных баллов и общего числа участников по направлению подготовки. Результаты сертификационных экзаменов по каждому вузу могут быть описаны четырехмерным вектором оценок, где первая оценка вектора – количество золотых сертификатов, вторая оценка – количество серебряных сертификатов, третья оценка – количество бронзовых, четвертая оценка – число участников сертификационного экзамена. В качестве метода свертки используется плюралитарная процедура (как в олимпийских играх). Полученные результаты разбиваются на четыре квартиля с соответствующими оценками от А до D. Если студенты вуза не принимали участие в экзамене, то ставится оценка Е.

В итоге каждый вуз получает вектор из трех оценок (вход, процесс, выход). Берется сумма двух лучших оценок. Итоговый список вузов ранжируется в порядке убывания значений. Оценку А получает вуз, сумма оценок которого равна 8 или 7, B – вуз, сумма оценок которого равна 6 или 5, С – вуз, сумма оценок которого равна 4 или 3, D – вуз, сумма оценок которого равна 2 или 1, E – если нет данных по этому показателю.

  1. Мониторинг эффективности деятельности вузов образовательных организаций высшего образования. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo
  2. Мониторинг качества приёма в вузы Национального исследовательского университета Высшая школа экономики. URL: https://ege.hse.ru/
0