Предметный рейтинг «Оценка качества обучения»

Предметная область Итоговая оценка Оценивание
На входе В процессе На выходе
01.00.00 Математика и механика A C A E
02.00.00 Компьютерные и информационные науки C C E E
03.00.00 Физика и астрономия A C A E
04.00.00 Химия A C A E
05.00.00 Науки о земле B B E E
06.00.00 Биологические науки B B E E
09.00.00 Информатика и вычислительная техника C C E E
10.00.00 Информационная безопасность B B E E
19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии A A A E
27.00.00 Управление в технических системах A E A E
35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство A B A E
37.00.00 Психологические науки A B A E
38.00.00 Экономика и управление A D A A
39.00.00 Социология и социальная работа A B A B
40.00.00 Юриспруденция A A A A
41.00.00 Политические науки и регионоведение A C A E
42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело A C A E
43.00.00 Сервис и туризм A B A C
44.00.00 Образование и педагогические науки A B A D
45.00.00 Языкознание и литературоведение A B A E
46.00.00 История и археология A B A E
48.00.00 Теология C C E E
49.00.00 Физическая культура и спорт A A A E
52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество A E A E

Рейтинг по результатам оценки качества обучения основан на трех оценках (X, Y, Z), где

  • X – оценка на входе процесса обучения
  • Y – оценка в процессе обучения
  • Z – оценка на выходе процесса обучения.

Используются оценки, полученные агентствами по независимому оцениванию, которые удовлетворяют основным квалификационным требованиям:

  • Публичности (полная информация о результатах оценивания представлена в открытом доступе),
  • Стабильности (агентство проводит оценивание не менее трех лет),
  • Массовости и периодичности (агентства оценивают не менее 100 вузов/программ и проводят оценивание на регулярной основе (не реже одного раза в год).

Оценивание на входе: используются результаты Единого государственного экзамена. Для расчета показателя среднего балла ЕГЭ используются открытые базы данных мониторинга эффективности деятельности вузов и исследования НИУ Высшей школы экономики «Мониторинг качества приема в вузы РФ»[1] . Все образовательные организации по каждой УГСН ранжируются в порядке убывания значений данного показателя, а полученная диаграмма ранжирования разбивается на квартили. Оценку А по данной УГСН получает вуз, который попал в первый квартиль, B – вуз, который попал во второй квартиль, С – вуз, который попал в третий квартиль, D – вуз, который попал в последний квартиль, E – если нет данных по данному показателю.

Оценивание в процессе: используются результаты Международных и всероссийских студенческих олимпиад и конкурсов, независимая оценка качества подготовки студентов (ФЭПО, ФЭПО-про и др.). Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО) ориентирован на проведение внешней независимой оценки результатов обучения студентов в рамках требований ФГОС. Проект ФЭПО позволяет оценить учебные достижения студентов на различных этапах обучения по 253 дисциплинам реализуемых образовательных программ. ФЭПО-pro — сертификационный экзамен, позволяющий оценить уровень фундаментальной подготовки студентов по окончании второго курса в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

Оценивания на выходе: используются результаты сертификационных экзаменов выпускников. Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) - это внешняя независимая сертификация выпускников бакалавриата на соответствие требованиям ФГОС. По итогам экзамена студенты получают именные сертификаты (золотой, серебряный, бронзовый, участника) в зависимости от количества набранных баллов и общего числа участников по направлению подготовки. Результаты сертификационных экзаменов по каждому вузу по каждой УГСН могут быть описаны четырехмерным вектором оценок, где первая оценка вектора – количество золотых сертификатов, вторая оценка – количество серебряных сертификатов, третья оценка – количество бронзовых, четвертая оценка – число участников сертификационного экзамена. По каждой УГСН проводится упорядочивание. В качестве метода свёртки используется плюралитарная процедура (как в олимпийских играх). Полученные результаты разбиваются на четыре квартиля с соответствующими оценками от А до D. Если студенты вуза не принимали участие в экзамене по данной УГСН, то ставится оценка Е.

В итоге, каждый вуз получает вектор из трех оценок (вход, процесс, выход). Для свертки трех показателей используется «слабая» процедура B1,3, т.е. выбирается лучшая оценка из трех.

  1. Мониторинг качества приёма в вузы Национального исследовательского университета Высшая школа экономики. URL: https://ege.hse.ru/