Предметный рейтинг «Оценка качества обучения»

Предметная область Итоговая оценка Оценивание
На входе В процессе На выходе
01.00.00 Математика и механика C C E D
02.00.00 Компьютерные и информационные науки B C B E
03.00.00 Физика и астрономия C C C E
04.00.00 Химия D D E E
05.00.00 Науки о земле B A C E
06.00.00 Биологические науки B C B E
07.00.00 Архитектура C D C E
08.00.00 Техника и технологии строительства B B B C
09.00.00 Информатика и вычислительная техника B B C B
11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи D C E E
13.00.00 Электро- и теплоэнергетика A C B A
15.00.00 Машиностроение D D E E
18.00.00 Химические технологии D C E E
20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство A A C A
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия B B B B
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта B B C E
27.00.00 Управление в технических системах D C E E
31.00.00 Клиническая медицина C D B E
32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина D D E E
33.00.00 Фармация C D B E
34.00.00 Сестринское дело D D E E
35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство B B C E
37.00.00 Психологические науки D D E E
38.00.00 Экономика и управление A C B A
39.00.00 Социология и социальная работа C D B E
40.00.00 Юриспруденция A B B A
41.00.00 Политические науки и регионоведение B C B E
42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело A A A E
43.00.00 Сервис и туризм B D A E
44.00.00 Образование и педагогические науки B B B E
45.00.00 Языкознание и литературоведение A A B E
46.00.00 История и археология D D E E
49.00.00 Физическая культура и спорт D D E E
51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты D D E E
52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество D D E E

Рейтинг «Оценка качества обучения» основан на трех показателях:

  • Оценивание на входе процесса обучения;
  • Оценивание в процессе обучения;
  • Оценивание на выходе обучения.

Используются оценки, полученные агентствами по независимому оцениванию, которые удовлетворяют основным квалификационным требованиям:

  • Публичности (полная информация о результатах оценивания представлена в открытом доступе),
  • Стабильности (агентство проводит оценивание не менее трех лет),
  • Массовости и периодичности (агентства оценивают не менее 100 вузов/программ и проводят оценивание на регулярной основе (не реже одного раза в год).

Оценивание на входе: используются результаты Единого государственного экзамена. Для расчета показателя среднего балла ЕГЭ используются открытые базы данных мониторинга эффективности деятельности вузов[1] и исследования НИУ «Высшая школа экономики» «Мониторинг качества приема в вузы РФ»[2] . Все образовательные организации ранжируются в порядке убывания значений показателя среднего балла ЕГЭ, а полученная диаграмма ранжирования разбивается на квартили. Оценку А получает вуз, который попал в первый квартиль, B – вуз, который попал во второй квартиль, С – вуз, который попал в третий квартиль, D – вуз, который попал в четвертый квартиль, E – если нет данных по данному показателю.

Оценивание в процессе: используются результаты Международных и всероссийских студенческих олимпиад и конкурсов , независимая оценка качества подготовки студентов (ФЭПО, ФЭПО-про и др.). Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО) ориентирован на проведение внешней независимой оценки результатов обучения студентов в рамках требований ФГОС. Проект ФЭПО позволяет оценить учебные достижения студентов на различных этапах обучения по 298 дисциплинам реализуемых образовательных программ. ФЭПО-pro — сертификационный экзамен, позволяющий оценить уровень фундаментальной подготовки студентов по окончании второго курса в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

Оценивание на выходе: используются результаты сертификационных экзаменов выпускников. Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) – это внешняя независимая сертификация выпускников бакалавриата на соответствие требованиям ФГОС. По итогам экзамена студенты получают именные сертификаты (золотой, серебряный, бронзовый, сертификат участника) в зависимости от количества набранных баллов и общего числа участников по направлению подготовки. Результаты сертификационных экзаменов по каждому вузу могут быть описаны четырехмерным вектором оценок, где первая оценка вектора – количество золотых сертификатов, вторая оценка – количество серебряных сертификатов, третья оценка – количество бронзовых, четвертая оценка – число участников сертификационного экзамена. В качестве метода свертки используется плюралитарная процедура (как в олимпийских играх). Полученные результаты разбиваются на четыре квартиля с соответствующими оценками от А до D. Если студенты вуза не принимали участие в экзамене, то ставится оценка Е.

В итоге каждый вуз получает вектор из трех оценок (вход, процесс, выход). Берется сумма двух лучших оценок. Итоговый список вузов ранжируется в порядке убывания значений. Оценку А получает вуз, сумма оценок которого равна 8 или 7, B – вуз, сумма оценок которого равна 6 или 5, С – вуз, сумма оценок которого равна 4 или 3, D – вуз, сумма оценок которого равна 2 или 1, E – если нет данных по этому показателю.

  1. Мониторинг эффективности деятельности вузов образовательных организаций высшего образования. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo
  2. Мониторинг качества приёма в вузы Национального исследовательского университета Высшая школа экономики. URL: https://ege.hse.ru/
0