Предметный национальный агрегированный рейтинг

Количество образовательных организаций:  181
Лига
Оценка в рейтинге
ПОА
ОКО
Хирш
RAEX
ПМ
ПГАР
НП
SJ
1 лига
A
A
B
E
A
E
A
E
1 лига
1 лига
A
A
A
E
A
E
E
E
1 лига
B
A
A
E
A
E
C
E
1 лига
A
B
A
E
A
E
E
E
1 лига
C
C
A
E
A
E
A
E
1 лига
C
A
A
E
A
E
E
E
1 лига
1 лига
1 лига
B
B
B
E
A
A
E
E
1 лига
B
A
B
E
A
E
E
E
1 лига
E
A
B
E
A
E
B
E
1 лига
1 лига
E
A
B
E
A
E
E
E
1 лига
1 лига
1 лига
  Оренбургская область
E
B
A
E
A
E
E
E
1 лига
A
B
E
E
A
E
E
E
1 лига
D
C
A
E
A
E
E
E
1 лига
E
A
C
E
E
A
E
E
1 лига
E
A
A
E
E
E
D
E
1 лига
E
A
A
E
E
E
E
E
1 лига
E
A
A
E
E
E
E
E
1 лига
E
A
A
E
E
E
E
E
1 лига
E
A
A
E
E
E
E
E
1 лига
E
A
A
E
E
E
E
E
1 лига
D
A
B
E
E
E
B
E
1 лига
1 лига
  Тюменская область
C
B
C
E
A
E
E
E
1 лига
C
B
A
E
E
E
E
E
1 лига
E
B
C
E
A
E
E
E
1 лига
1 лига
E
B
A
E
E
E
E
E
1 лига
E
A
B
E
E
E
E
E
1 лига
E
A
B
E
E
E
E
E
1 лига
1 лига
E
B
E
E
A
E
E
E
1 лига
D
C
C
E
A
E
E
E
1 лига
C
A
C
E
E
E
E
E
1 лига
E
C
C
E
A
E
E
E
1 лига
C
C
A
E
E
E
E
E
1 лига
1 лига
E
D
A
E
E
E
C
E
1 лига
1 лига
E
D
C
E
A
E
E
E
1 лига
E
C
A
E
E
E
D
E
1 лига
1 лига
  Ростовская область
D
B
B
E
E
E
E
E
1 лига
C
B
C
E
E
E
E
E
1 лига
C
C
B
E
E
E
E
E
1 лига
D
C
C
E
E
E
C
E
2 лига
E
C
A
E
E
E
E
E
2 лига
2 лига
  Кемеровская область
E
A
C
E
E
E
E
E
2 лига
E
C
A
E
E
E
E
E
2 лига
E
C
A
E
E
E
E
E
2 лига
E
C
A
E
E
E
E
E
2 лига
D
D
A
E
E
E
E
E
2 лига
2 лига
  Вологодская область
E
D
A
E
E
E
E
E
2 лига
E
D
A
E
E
E
E
E
2 лига
2 лига
  Московская область
E
D
A
E
E
E
E
E
2 лига
E
D
A
E
E
E
E
E
2 лига
E
D
A
E
E
E
E
E
2 лига
E
D
A
E
E
E
E
E
2 лига
E
E
A
E
E
E
E
E
2 лига
2 лига
  Краснодарский край
E
A
E
E
E
E
E
E
2 лига
E
B
B
E
E
E
E
E
2 лига
2 лига
  Красноярский край
E
B
B
E
E
E
E
E
2 лига
E
B
B
E
E
E
E
E
2 лига
2 лига
  Республика Башкортостан
E
B
B
E
E
E
E
E
2 лига
C
D
B
E
E
E
E
E
2 лига
2 лига
E
B
C
E
E
E
E
E
2 лига
E
C
B
E
E
E
E
E
2 лига
E
B
C
E
E
E
E
E
2 лига
2 лига
E
C
B
E
E
E
E
E
2 лига
E
B
C
E
E
E
E
E
2 лига
2 лига
  Удмуртская Республика
E
C
B
E
E
E
E
E
2 лига
E
C
B
E
E
E
E
E
2 лига
2 лига
E
D
B
E
E
E
E
E
2 лига
E
D
B
E
E
E
E
E
2 лига
E
D
B
E
E
E
E
E
2 лига
2 лига
E
D
B
E
E
E
E
E
2 лига
E
D
B
E
E
E
E
E
2 лига
E
D
B
E
E
E
E
E
2 лига
E
D
B
E
E
E
E
E
2 лига
2 лига
C
D
C
E
E
E
E
E
2 лига
E
C
C
E
E
E
E
E
2 лига
E
C
C
E
E
E
E
E
2 лига
E
C
C
E
E
E
E
E
2 лига
E
C
C
E
E
E
E
E
2 лига
E
C
C
E
E
E
E
E
2 лига
E
C
C
E
E
E
E
E
2 лига
E
C
C
E
E
E
E
E
2 лига
E
C
C
E
E
E
E
E
2 лига
E
C
C
E
E
E
E
E
2 лига
E
C
C
E
E
E
E
E
2 лига
2 лига
  Ханты-Мансийский автономный округ
E
C
C
E
E
E
E
E
2 лига
E
C
C
E
E
E
E
E
2 лига
2 лига
  Ульяновская область
E
C
C
E
E
E
E
E
2 лига
E
C
C
E
E
E
E
E
2 лига
E
C
C
E
E
E
E
E
2 лига
E
C
C
E
E
E
E
E
2 лига
D
D
C
E
E
E
E
E
2 лига
D
D
C
E
E
E
E
E
3 лига
E
B
E
E
E
E
E
E
3 лига
3 лига
  Иркутская область
E
B
E
E
E
E
E
E
3 лига
E
B
E
E
E
E
E
E
3 лига
E
B
E
E
E
E
E
E
3 лига
E
B
E
E
E
E
E
E
3 лига
E
B
E
E
E
E
E
E
3 лига
E
B
E
E
E
E
E
E
3 лига
E
B
E
E
E
E
E
E
3 лига
E
D
C
E
E
E
E
E
3 лига
E
D
C
E
E
E
E
E
3 лига
3 лига
  Кировская область
E
D
C
E
E
E
E
E
3 лига
3 лига
  Республика Северная Осетия-Алания
E
D
C
E
E
E
E
E

Методология предметного национального агрегированного рейтинга

Предметный национальный агрегированный рейтинг

В данном агрегированном рейтинге рассматриваются 8 рейтингов, составленных на основе открытых баз данных и удовлетворяющие требованиям публичности (полная информация представлена в открытом доступе) , стабильности (существуют не менее трех лет и проводится периодическое оценивание) , массовости (оценивают не менее 100 вузов) :

  1. Предметный рейтинг по результатам профессионально-общественной аккредитации
  2. Предметный рейтинг «Оценка качества обучения»
  3. Предметный рейтинг по индексу Хирша
  4. Предметный рейтинг RAEX
  5. Предметный рейтинг «Первая миссия»
  6. Предметный ГАР (Российские вузы)
  7. Предметный рейтинг «Национальное признание»
  8. Предметный рейтинг SuperJob

Используется методика «МетАЛиг»[1] , которая предполагает:

  • переход от мест в рейтингах к лигам;
  • использование математического аппарата сверток, базирующихся на теории голосования в малых группах (Борда, Кондорсе, Симпсона, Плюралитарная и др.);
  • введение «слабых» сверток — Bn,m.

Методология исследования

Каждая рассматриваемая система рейтингования (оценивания) носит количественный характер (место, балл). Соответственно, все вузы можно отранжировать в порядке убывания. По каждому отдельному рейтингу разбивается шкала ранжирования на непересекающиеся группы, например, на квартили. В результате разбиения каждый вуз по каждому i-му рейтингу попадает в определенную группу (например, первый, второй, третий или четвертый квартиль) и получает соответствующую оценку Ai, Bi, Ci или Di. Если вуз не оценивался рейтингом, то он получает оценку Ei.

Таким образом, положение вуза среди всех рассматриваемых 8 рейтингов, может быть охарактеризовано 8-мерным вектором оценок. Например, (A, D, C, A, C, D, B, C).

Далее используются, так называемые, слабые свертки B5,8. Суть процедуры состоит в том, что в итоговой оценке учитываются не все результаты 8 рейтингов, а только 5 лучших (у каждого вуза они могут быть свои). Для вузов культуры используется свертка B3,5, не учитывая рейтинги, которые не ранжируют эти вузы.

Для перехода от многокритериального выбора к однокритериальной задаче используется метод Борда.

Методология предметного национального агрегированного рейтинга

В процедуре Борда каждому элементу приписывается ранг. Если имеется k областей, то первой упорядоченной области приписывается ранг, равный (k-1), второй — (k-2) и т.д. Последнему объекту в упорядочении областей присваивается ранг, равный 0. Ранжирование объектов строится в порядке убывания суммы рангов (индекса Борда). Лучший вариант определяется максимальным значением индекса Борда, который рассчитывается как сумма рангов приписываемых областям.

Таким образом, новое ранжирование строится по сумме 5 лучших результатов. Значение индекса Борда в случае 5 рейтингов может варьироваться от 0 до 4*5=20. Все образовательные организации по каждой УГСН ранжируются в порядке убывания значений данного показателя, а полученная диаграмма ранжирования разбивается на квартили. Вузы, чей индекс Борда равен максимальному значению 20, составляют Премьер-лигу.

  1. Наводнов В. Г., Мотова Г. Н., Рыжакова О. Е. Сравнение международных рейтингов и результатов российского Мониторинга эффективности деятельности вузов по методике анализа лиг //Вопросы образования. – 2019. – №. 3.С. 130–151.
  2. Болотов В.А., Мотова Г.Н., Наводнов В.Г., Рыжакова О.Е. Как сконструировать национальный агрегированный рейтинг? // Высшее образование в России, 2020. - № 1. - С.9-24.

Медальный зачет вузов России

Образовательная организация / Регион Премьер-лига 1 лига 2 лига 3 лига 4 лига Всего реализуемых УГСН
  Свердловская область
22 13 5 0 0 40
  Республика Татарстан
20 11 2 0 0 33
  г. Санкт-Петербург
20 7 1 0 0 28
  г. Москва
19 6 0 0 0 25
  г. Москва
18 15 0 0 0 33
  Томская область
18 13 0 0 0 31
  г. Санкт-Петербург
15 13 2 0 0 30
  г. Москва
14 9 0 0 1 24
  г. Москва
13 5 4 0 0 22
  Ростовская область
12 15 12 2 1 42
  г. Москва
12 5 0 0 0 17
  г. Москва
10 5 2 0 1 18
  Томская область
9 8 0 1 0 18
  Новосибирская область
9 7 1 1 0 18
  Красноярский край
8 21 9 3 0 41
  Нижегородская область
8 11 4 1 0 24
  г. Санкт-Петербург
8 6 4 2 0 20
  Новосибирская область
7 13 8 1 0 29