Предметный национальный агрегированный рейтинг
Методология предметного национального агрегированного рейтинга

В данном агрегированном рейтинге рассматриваются 8 рейтингов, составленных на основе открытых баз данных и удовлетворяющие требованиям публичности (полная информация представлена в открытом доступе) , стабильности (существуют не менее трех лет и проводится периодическое оценивание) , массовости (оценивают не менее 100 вузов) :
- Предметный рейтинг по результатам профессионально-общественной аккредитации
- Предметный рейтинг «Оценка качества обучения»
- Предметный рейтинг по индексу Хирша
- Предметный рейтинг RAEX
- Предметный рейтинг «Первая миссия»
- Предметный ГАР (Российские вузы)
- Предметный рейтинг «Национальное признание»
- Предметный рейтинг SuperJob
Используется методика «МетАЛиг»[1] , которая предполагает:
- переход от мест в рейтингах к лигам;
- использование математического аппарата сверток, базирующихся на теории голосования в малых группах (Борда, Кондорсе, Симпсона, Плюралитарная и др.);
- введение «слабых» сверток — Bn,m.
Методология исследования
Каждая рассматриваемая система рейтингования (оценивания) носит количественный характер (место, балл). Соответственно, все вузы можно отранжировать в порядке убывания. По каждому отдельному рейтингу разбивается шкала ранжирования на непересекающиеся группы, например, на квартили. В результате разбиения каждый вуз по каждому i-му рейтингу попадает в определенную группу (например, первый, второй, третий или четвертый квартиль) и получает соответствующую оценку Ai, Bi, Ci или Di. Если вуз не оценивался рейтингом, то он получает оценку Ei.
Таким образом, положение вуза среди всех рассматриваемых 8 рейтингов, может быть охарактеризовано 8-мерным вектором оценок. Например, (A, D, C, A, C, D, B, C).
Далее используются, так называемые, слабые свертки B5,8. Суть процедуры состоит в том, что в итоговой оценке учитываются не все результаты 8 рейтингов, а только 5 лучших (у каждого вуза они могут быть свои). Для вузов культуры используется свертка B3,5, не учитывая рейтинги, которые не ранжируют эти вузы.
Для перехода от многокритериального выбора к однокритериальной задаче используется метод Борда.

В процедуре Борда каждому элементу приписывается ранг. Если имеется k областей, то первой упорядоченной области приписывается ранг, равный (k-1), второй — (k-2) и т.д. Последнему объекту в упорядочении областей присваивается ранг, равный 0. Ранжирование объектов строится в порядке убывани