Национальный агрегированный рейтинг

Распределение вузов по зонам
Загрузка
Распределение вузов по лигам
Загрузка
Количество вузов: 7
Лига Вуз Регион Оценка в рейтинге
1
2
3
4
5
6
7
8
3 лига
Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко Удмуртская Республика D C E B B A E C
4 лига
Удмуртский государственный университет Удмуртская Республика B D E B C B D C
5 лига
Ижевская государственная медицинская академия Удмуртская Республика E D E C B A E D
5 лига
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова Удмуртская Республика C D D C C C E C
6 лига
Ижевская государственная сельскохозяйственная академия Удмуртская Республика E D E B C D E D
8 лига
Восточно-Европейский институт Удмуртская Республика E E E E C E E B
9 лига
Камский институт гуманитарных и инженерных технологий Удмуртская Республика E D E E C E E E

Методология национального агрегированного рейтинга

Рассматриваются 8 рейтингов, удовлетворяющие требованиям публичности (полная информация представлена в открытом доступе), стабильности (существуют не менее трех лет), массовости (оценивают не менее 100 вузов) и периодичности (оценивание проводится ежегодно):

  1. Национальный рейтинг университетов - Интерфакс
  2. Рейтинг «Первая миссия» (на базе проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России»)
  3. Рейтинги университетов RAEX
  4. Рейтинг востребованности вузов - РИА-Новости
  5. Рейтинг по данным Мониторинга эффективности
  6. Рейтинг «Оценка качества обучения»
  7. Рейтинг по результатам профессионально-общественной аккредитации
  8. Рейтинг «Международное признание»

Используется новая методика агрегирования рейтингов (она получила название «МетАЛиг»), которая предполагает:

a) переход от мест в рейтингах к лигам;

b) использование нового математического аппарата сверток, базирующихся на Теории голосования в малых группах (Борда, Кондорсе, Симпсона, плюралитарная и др.)

c) введение новых «слабых» сверток - Bn,m

Методология исследования

Каждая рассматриваемая система рейтингования (оценивания) носит количественный характер (место, бал). Соответственно, все вузы можно отранжировать в порядке убывания. По каждому отдельному рейтингу разбиваем шкалу ранжирования на непересекающиеся группы. Например, на квартили. В результате разбиения каждый вуз по каждому i-му рейтингу попадает в определенную группу (например, первую, вторую, третью или четвертую квартиль) и получает соответствующую оценку Ai, Bi, Ci или Di. Если вуз не оценивался рейтингом, то он получает оценку Ei.

Таким образом, положение вуза среди всех рассматриваемых 8 рейтингов, может быть охарактеризовано 8-мерным вектором оценок. Например, (A, D, C, A, C, D, E, B).

Далее используются, так называемые, слабые свертки B 5,8. Суть процедуры состоит в том, что в итоговой оценке учитываются не все результаты 8 рейтингов, а только 5 лучших (у каждого вуза они могут быть свои).

Для перехода от многокритериального выбора к однокритериальной задаче используется аналог метода Борда.

В процедуре Борда каждому элементу приписывается ранг. Если имеется k областей, то первой упорядоченной области приписывается ранг, равный (k-1), второй — (k-2) и т.д. Последнему объекту в упорядочении областей присваивается ранг, равный 0. Ранжирование объектов строится в порядке убывания суммы рангов (индекса Борда). Лучший вариант определяется максимальным значением индекса Борда, который рассчитывается как сумма рангов приписываемых областям.

Таким образом, новое ранжирование строится по сумме 5 лучших результатов. Значение индекса Борда в случае 8 рейтингов может варьироваться от 0 до 4*5=20. Те вузы, чей индекс Борда равен максимальному значению 20, составляют Премьер-лигу. Первая лига – это вузы, чей индекс Борда равен 19 или 18 и т.д. Всего можно выделить 10 лиг, объединенных в 4 зоны:

  1. Наводнов В. Г., Мотова Г. Н., Рыжакова О. Е. Сравнение международных рейтингов и результатов российского Мониторинга эффективности деятельности вузов по методике анализа лиг //Вопросы образования. – 2019. – №. 3.С. 130–151.